Территория независимой журналистики
Расследования
Губернаторская доля Кондратьева
+
27 Апреля 2017

23 апреля 2015 г. полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Устинов представил краснодарской общественности временно исполняющего обязанности главы администрации (губернатора) Краснодарского края Вениамина Кондратьева.

По этому случаю в администрации региона собрались руководители краевых министерств, управлений, департаментов, депутаты ЗСК, главы городов и районов, общественники, а также представители бизнеса.

Поздравляя Кондратьева с назначением на новую ответственную государственную должность, Устинов отметил его солидный трудовой опыт, в том числе и в Краснодарском крае. Полпред Президента РФ по ЮФО подчеркнул также, что на Кубани имеются все условия для динамичного развития - мощный экономический потенциал, уникальные природные ресурсы, развитая инфраструктура, энергичные, трудолюбивые и образованные люди.

Обозначил Владимир Устинов и проблемы, которые предстояло решать новому руководителю региона. Среди требующих особого внимания были названы оптимизация бюджетных расходов и жёсткая экономия бюджетных средств, концентрация их на приоритетных направлениях. Также новому губернатору было рекомендовано принять действенные меры по активизации инвестиционной деятельности и созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, обеспечить приток капитальных вложений. Ещё одно важное поручение, которое озвучил Владимир Устинов – это необходимость радикальной активизации борьбы с коррупцией.

Вениамин Кондратьев выступил на том собрании с ответной речью. Она получилась настолько противоречивой, что сегодня на официальном сайте администрации Краснодарского края даже невозможно отыскать её стенограмму. Не найти эту речь и на официальном сайте губернатора. В СМИ удалось отыскать лишь отдельные цитаты.

Поблагодарив Президента России за оказанное доверие, Кондратьев заверил собравшихся, что сделает всё возможное, чтобы это доверие оправдать. А потом новоиспечённый глава Кубани сказал:
- Я знаю край, я знаю регион, знаю сильные и слабые стороны его жизнедеятельности. И поверьте, все, что сделало его сильным, кто его сделал сильным, я возьму с собой, а то, что сделало его уязвимым, кто его сделал уязвимым, — мне с ними не по пути.

Многим, сидящим в том зале, после этого заявления стало не по себе. И дальнейшие события показали, что Кондратьев не шутил. Он, действительно, провёл кардинальные чистки в доставшейся ему в наследство команде администрации Краснодарского края.


Также Вениамин Иванович поделился с почтенным собранием своим видением дальнейшего развития региона. Он отметил, в первую очередь, необходимость повышения уровня социального и медицинского обслуживания населения, улучшение материальной и финансовой стороны жизни жителей края, создание для людей комфортных условий проживания независимо от того, город это или станица.

И, конечно же, Вениамин Иванович рассказал о том, каким образом будет выстраивать работу с подчинёнными:
- Коллеги, я хотел бы обратиться к вам с просьбой: я бы очень хотел, чтобы мы были не просто коллегами, а единомышленниками. Это принципиально важно, чтобы мы плечом к плечу, шеренгой прошли тот путь, который нам обозначен Богом, и ту задачу, которую поставил передо мной Президент, мы все вместе, не прогнувшись перед соблазнами жизни и не выпав из этой шеренги, конечно же, выполнили на благо нашей горячо любимой Кубани, - сказал Кондратьев.

Кстати, в этой речи нового губернатора Президент страны упоминается… в отличие от многих других последующих речей. Оставим также в покое и вопросы филологии в этом выступлении - они не самые главные. Гораздо важнее сегодня, спустя два года после сказанного, что удалось Вениамину Ивановичу, а что нет.

Кондратьеву достался в управление на тот момент самый рекордный, самый аграрный и курортный, самый олимпийский и казачий регион страны. Да, были проблемы, но мы всё равно жили в самом прекрасном крае на свете и все остальные края нам завидовали. Но тут пришёл новый глава региона и заявил, что мы больше не тратим деньги на имидж края и на мега-проекты. Всё, живём по средствам, экономим.

Будем строить спортивные площадки во дворах, строить детские сады и школы, создадим хорошие межрайонные медицинские центры, чтобы люди больше не мотались за качественным лечением в Краснодар, благоустроим придомовые территории, проведём и отремонтируем везде дороги и осветим все улицы, свои курорты накормим до отвала своими же фруктами и овощами, увеличим территорию пляжей и благоустроим имеющиеся, субсидии для бизнеса сделаем доступными, незаконную застройку прекратим и т.д. и т.п.

Всю предвыборную кампанию, мотаясь по городам и весям, Кондратьев как мантру повторял, что пришло время сравнять качество жизни на селе и в городе, что пора вернуть молодёжь в станицы. Ну и дальше вы уже знаете.

Нельзя не вспомнить ещё один важный тезис, который часто озвучивал губернатор в ходе встреч с избирателями.
- Моя принципиальная позиция: на краевом телевидении не должны звучать достижения, которых вы вокруг себя не замечаете. Это и есть обрушение власти - когда говорится одно, а вокруг ничего не делается или людьми не замечается, потому что этого попросту нет. Так работать я и моя команда не будем, - говорил Кондратьев.

Народ подумал – а что? Правильные вещи говорит новый губернатор. Если так вдуматься, ну их эти мега-проекты, благодаря которым Кубань гремела не весь мир и благодаря которым инвесторы узнавали, что с регионом можно иметь дело.
«Любо!» - решил народ.

С тех пор прошло два года. Споры вокруг персоны Кондратьева не то, что не утихли, они перешли в риторику с отрицательным значением. Мы решили разобраться, почему.

Сразу хотелось бы обозначить важный момент – перед нами не стоит задача дискредитировать нынешнего главу края. Кондратьев, безусловно, настоящий профессионал и достойный лидер, иначе Президент страны не назначил бы его на должность исполняющего обязанности такого сложного региона. Но учитывая, сколько сегодня сыплется критики в адрес Вениамина Ивановича со стороны общественных активистов, мы не будем объективными, если напишем об одних только плюсах, которых, безусловно, немало.

Кризис

Кондратьев стал губернатором в очень непростой период. Госдолг края на тот момент составлял 136 млрд. рублей, построенные к олимпиаде объекты требовали огромной суммы на их содержание, ВРП края не рос, как было запланировано, поступление налогов снижалось из-за наступающего по всем фронтам экономического кризиса, баластом на бюджете висели начатые серьёзные стройки социальных и спортивных объектов вроде перинатального центра в Сочи и Дворца водных видов спорта в «Городе спорта» в Краснодаре. Где-то нужно было брать деньги на строительство системы водоотведения в Музыкальном микрорайоне, который тонул с завидным постоянством, почти сразу же выяснилось, что и системами водоотведения в постолимпийском Сочи придётся заниматься новой команде. Обе эти проблемы Вениамин Иванович обещал решить в ходе предвыборной кампании.

На тот момент в крае был принят антикризисный план. На поддержание экономики и социальной сферы регион в течение ближайших двух-трёх лет должен был получить от Правительства РФ почти 7 млрд. рублей. Средства планировалось направить на поддержку ипотечного кредитования, на поддержание на плаву строительной отрасли, на стабилизацию банковской системы, повышение доступности кредитных ресурсов для предприятий и граждан, на поддержку малого и среднего бизнеса.
Представляя антикризисный план, предыдущий губернатор края Ткачёв говорил, что экономика Краснодарского края высоко диверсифицирована и не так сильно зависима от изменения мировых цен на сырьевые ресурсы, что она имеет мощный потенциал по импортозамещению в сфере АПК, туризме, в производстве строительных материалов и так далее.

Кондратьев эту эстафету подхватил и поначалу также говорил о высокой диверсификации экономики и ставил задачи по обеспечению роста ВРП по итогам 2015 года минимум на 1,2%. Но очень скоро стало понятно, что Вениамин Иванович гораздо больше интересуется вопросами уровня глав поселений, чем глобальными вопросами экономического развития региона.

Новый губернатор ездил по районам, осматривал хутора и станицы, встречался с жителями и выслушивал их проблемы. Всё это старательно протоколировали сотрудники специально созданного в структуре администрации края контрольного управления. На самих встречах с активами районов Вениамин Иванович часто давал заведомо невыполнимые поручения. Раздавал их тем замам, что оказывались в сфере его видимости, но по функционалу не имели полномочий выполнить порученное. Так, например, было с поручением решить вопрос по расчистке и возобновлению лесополос, которое губернатор отдал своему заму по АПК Андрею Коробке. В ходе долгих разбирательств выяснилось, что данное поручение относится сугубо к компетенции минприроды края и отчасти к компетенции департамента имущественных отношений. И, к тому же, чтобы решить его так, как хочет губернатор, нужна законодательная инициатива на федеральном уровне и госпрограмма с хорошим финансированием.

Когда опытные кадры из старой команды администрации края пытались корректировать Кондратьева в его порой опрометчивых высказываниях, они попадали в опалу. Молодые замы с руководителем не спорили, а молча шли набивать собственные шишки, выполняя заведомо невыполнимые поручения в указанные шефом сроки.

Кадры

Вопросам кадровой политики Вениамин Иванович уделил особое внимание. Он, действительно, оставил «за бортом» тех, кто, по его мнению, сделал край слабым. Правда, под этот шумок «ушли» немало сильных специалистов – чтобы не смущали опытом и знаниями.

Больше всего, конечно, было разговоров о 35-летних замах губернатора, не имевших ни хорошего управленческого, ни административного опыта. Но Вениамин Иванович видел в их молодости только плюсы:
- По поводу новых вице-губернаторов. Да, они молоды – у них этого не отнять. Но при этом каждый – профессионал. И это главный критерий, по которому я их подбирал. В свое время я хорошо запомнил слова одного известного европейского политика. На вопрос, зачем вы даете власть молодым, ведь у них недостаточно опыта, он ответил: «Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа». Надеюсь, у нас ошибок будет меньше, да и «испытательный» период покороче, - так сформулировал свою позицию Кондратьев в одном из интервью.

Стоит признать, отчасти это решение нынешнего губернатора оказалось верным. Молодые замы смотрели на происходящее во вверенных им подразделениях не замыленным административными условностями взглядом. И потому некоторые из них смогли добиться определённо неплохих результатов в своих отраслях.

Однако, в целом, проводимая командой Кондратьева кадровая политика все эти два года работает против него. Органы исполнительной власти – это не школа и не институт. Люди приходят туда не учиться, а работать, давать результат, они получают, наконец, зарплату из налогов, которые платим все мы. Утвердив во все сферы деятельности одновременно столько неопытных управленцев, Вениамин Кондратьев на несколько лет вперёд обеспечил себе как главе региона массу проблем.

В качестве примеров сегодня можно привести ситуацию с банкротством ФК «Кубань», с обрушением строительной отрасли и обманутыми дольщиками. В этот список можно включить и реконструкцию стадиона «Фишт», которую чудом успели закончить в положенный срок, и уголовное преследование зама Юрия Гриценко и главы Динского района Сергея Жиленко, и обещание губернатора утвердить генплан Краснодара, сделав его конституцией для застройщиков. А также долгоиграющую историю с «тракторным маршем» и с запретом Вениамина Ивановича проводить ремонты дорог на побережье в разгар сезона.

Достижения

Но справедливости ради нужно сказать, что и сделано командой нового губернатора уже немало.

В крае серьёзно взялись за строительство новых школ. В 32 муниципалитетах под них сформированы земельные участки. Только в 2017 году на Кубани обещают открыть восемь новых школ на 3600 мест. В этом же году начнётся строительство ещё десяти новых на тысячу мест каждая. В 2018 году новые школы откроются в Краснодаре, Славянске-на-Кубани, Сочи, Новороссийске. На особом контроле главы края строительство школы на 1100 мест в посёлке Южном Динского района. Край начал привлекать инвесторов для проведения капитального ремонта образовательных учреждений. Также в выделены средства на строительство типовых пристроек к существующим школам на 400 мест. Такие появятся в Староминском, Северском районах, в Новороссийске, Армавире, Сочи.
В Краснодаре в ближайшее время будут построены два детских сада на 250 и 170 мест в посёлках Индустриальный и Плодородный.
  
В этом году на Кубани более чем на 1,5 млрд. рублей увеличено финансирование госпрограмм по развитию здравоохранения. Эти средства будут направлены на развитие высокотехнологичной медицины, на выплаты медработникам, переехавшим жить на село, на строительство в крае офисов врачей общей практики. В 2017 году сто врачей, переехавших жить в сельскую местность, должны будут получить жилищные сертификаты на 1 млн. рублей. Данная краевая программа была разработана по инициативе Кондратьева.

На 470 млн. рублей в 2017 году увеличилось финансирование отрасли образования. Из них 83 млн. рублей пойдут на приобретение школьных автобусов и 46 млн. рублей - на ремонт школьных спортзалов.

Также выполняется поручение губернатора по развитию спорта пешей доступности. В 2017 году откроется 25 многофункциональных спортивно-игровых площадок и 20 малобюджетных спортивных комплексов шаговой доступности. Всего же в 2015-2016 годах на территории Краснодарского края было построено 353 спортивных объекта: 46 универсальных спортивно-игровых площадок, 157 площадок для занятий воркаутом и множество отдельно стоящих гимнастических снарядов – тренажёров, турников, брусьев.

В 2017 году решится вопрос с ремонтом и укреплением материально-технической базы 64-х учреждений культуры. Также нынешний глава края особое внимание уделяет поддержке КВНа. В молодёжной краевой лиге играют уже 27 команд.
Взялись краевые власти и за ремонт дорог. По поручению губернатора Кондратьева опубликован перечь объектов дорожной инфраструктуры, которые будут отремонтированы в 2017 году. Всего на это из краевого бюджета планируется выделить более 3,5 млрд. рублей. Из них два миллиарда рублей будут направлены на ремонт дорог в краевой столице. Всего же объём дорожного краевого фонда в 2017 году составил небывалые 23.5 млрд. рублей.

В этом году беспрецедентная сумма предусмотрена на приобретение жилья для детей-сирот – 682 млн. рублей, что на 34% больше, чем в 2016 году (в прошлом году, кстати, своё жильё от государства получили более 430 сирот).

Выросло в регионе число многодетных семей. Сегодня их уже 60,5 тысяч. Специалисты считают, что это результат действия краевых мер социальной поддержки семей с детьми, направленных на рождение третьего и последующих детей. В краевом бюджете в 2017 году на денежные выплаты пособий таким семьям предусмотрено более трёх миллиардов рублей.

Также в 2017 году более 20 миллионов рублей из краевого бюджета будет направлено на предоставление финансовой помощи безработным, решившим открыть собственное дело. В прошлом году такую помощь от государства получили 295 официально зарегистрированных безработных граждан.

Если говорить об экономике, то доходная часть краевого бюджета в 2017 году увеличена до 214,4 млрд. рублей. В 2016 году собственные доходы края в консолидированный бюджет составили 230 млрд. рублей, что на 10 млрд. рублей больше, чем в 2015 году.

Важный момент – край стал эффективнее распоряжаться своим имуществом. В 2016 году регион исполнил план по доходам в краевой бюджет в части неналоговых платежей на 110%. В денежном эквиваленте это 15,1 млрд. рублей. Задача на этот год мобилизовать в краевую казну доходов от имущества минимум 16,4 млрд. рублей. Основные источники неналоговых поступлений – это доходы от продажи земельных участков и их аренды.

Из отраслей экономики лидерами по-прежнему являются АПК, курорты, потребительская сфера.

В крае в 2016 году отдохнули рекордные 15,8 млн. человек. Регион становится всё более востребованным в зимнее время. В этом году в зимний сезон на Кубани отдохнули почти 1,5 млн. человек. Большое внимание уделяется руководством края вопросу классификации средств размещения, улучшению сервиса в туристической отрасли. Не забыл Кондратьев и о своём обещании развивать Азовское побережье края. Он выступил с инициативой создать на федеральном уровне отдельную программу развития Азовского побережья России, которая включала бы не только обустройство пляжей, но, в первую очередь, решила наболевшие инфраструктурные проблемы с водой и транспортной доступностью.

АПК тоже есть, чем гордиться. В 2016 году край стал лидером в стране по объёму производства зерновых и зернобобовых, произвёл миллион тонн риса, вырастил больше всех в стране тепличных овощей, побив собственный рекорд 2015 года на 34%. В регионе в активную фазу вступила программа развития сельхоз потребкооперации для стимулирования производства сельхоз. продукции личными подсобными хозяйствами. В 2017 году на это выделено из краевого бюджета 250 млн. рублей. Продолжается строительство в крае плодо- и овощехранилищ. Совершенствуется система сбыта продукции, выращенной фермерскими хозяйствами. Серьёзное внимание, как и обещал, глава края уделяет поддержке фермерских хозяйств, сохранению плодородия почв, привлечению на село молодых специалистов.

Минусы
Первое, это госдолг края. На 1 января 2017 года край стал лидером в стране по его объёму. В феврале 2017 года краевой минфин сообщил, что госдолг Краснодарского края сократился на 2,3 % и составил 146 млрд. рублей. Но это, как ни крути, на 10 млрд. рублей больше, чем на дату назначения Вениамина Кондратьева главой региона в 2015 году.

ВРП края по итогам 2016 года не вырос даже на 1%. Рост составил всего 0,8%.
Нет понимания, что происходит в промышленном секторе. Губернатор заявлял, что край должен уйти от сырьевой модели развития экономики и начать производить продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Но если посмотреть данные по объёмам привлечённых инвестиций в обрабатывающие производства края, то мы видим, что по итогам 2016 года рост показала только пищёвка. А вот такие направления, как производство обуви и изделий из кожи, обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, производство электрооборудования, транспортных средств и запчастей к ним, инвесторов в прошлом году так и не дождались. Не говоря уже о строительстве в крае индустриальных парков, о которых много говорил Кондратьев.

Так же из минусов можно назвать ситуацию с ценами на услуги ЖКХ. Платы за коммунальные платежи для социально незащищённых слоёв населения сейчас стали просто неподъёмными. Люди жалуются, что за однокомнатную квартиру площадью 40 квадратных метров семье из трёх человек приходится отдавать ежемесячно не менее 8 тысяч рублей.

Не добавляет позитива и рост цен на продукты питания, на услуги транспорта. Цены на бензин растут как на дрожжах. А, значит, растёт стоимость услуг перевозчиков, растут затраты аграриев. Даже не хочется думать, сколько на рынке через пару недель будет стоить кубанская клубничка, черешня и молодая картошечка.

На фоне сокращения реальных доходов и роста цен растёт и недовольство людей. Люди, как оказалось, готовы выходить на улицы с протестами. Первый «звоночек» случился в прошлом году, когда к зданию администрации края пришли толпы пенсионеров, недовольных отменой льгот на проезд в общественном транспорте. Потом начались протесты обманутых дольщиков, протесты недовольных властью фермеров. В этом году люди вышли на несанкционированный митинг против коррупции, организованный штабом Навального в Краснодаре. Причём, сам факт появления такого штаба в нашем крае – уже небывалый прецедент. Соцсети наполнены пессимистичными прогнозами общественников и гражданских активистов о состоянии дел в крае, им вторят различные рейтинговые агентства, ставящие Кубани плохие отметки.

И это ещё не всё. 29 апреля в Краснодаре пройдёт согласованный властями митинг против Путина под лозунгом #надоел.

В информационном поле губернатор региона и его команда предстают в качестве пожарных, а не стратегов. Они просто подчищают проблемы, когда на них кто-то открыто указывает.

Кондратьев не говорит об экономике. Он отчитывается о расходах и доходах бюджета, но о стратегии экономического развития в сложившихся условиях молчит. Край не выдвигает новых идей, которые бы позволили привлечь сюда большие федеральные деньги и решить с их помощью массу задач, как это было в случае с Олимпиадой и другим мега-проектами, о которых так пренебрежительно высказывался Вениамин Иванович в начале своего губернаторства.

В крае до сих пор нет новых правил игры. Бизнес мечется в поисках тех, кто способен был бы дать гарантии. Но таких людей сегодня нет. А работать надо, идеи есть, есть даже деньги.

Но хуже всего, что происходит на уровне общения губернатора с подчинёнными. Глав районов отчитывают при общественности как нерадивых школьников, министров и вице-губернаторов – тоже. И что ещё хуже – нам ещё об этом и рассказывают. Дескать, смотрите, как губернатор может. Вопрос только – а зачем?
Помнится, Вениамин Иванович говорил о единомышленниках, о «вместе, одной шеренгой». Отругать можно и при закрытых дверях так, что человек всё поймёт. Зачем дискредитировать руководителей органов исполнительной власти при народе, не понятно.

И уж точно стоило бы сказать СТОП, когда пресса понеслась рассказывать, что главу Апшеронского района сняли за постеленную красную ковровую дорожку. Потому как не надо превращать решения губернатора в балаган…

Заключение

Многие, кто лично давно знает Вениамина Ивановича, говорят, что он умный и справедливый руководитель, что у него прекрасное чувство юмора и правильные моральные ориентиры. Но всё-таки, как ни крути, короля делает свита. За недоработки команды руководитель расплачивается репутацией.

Будет грустно, если губернаторская доля Вениамина Кондратьева не станет настолько значимой в истории Краснодарского края, как доля его предшественников.

                                                                                                                Виктор Мельник  

Возврат к списку