Территория независимой журналистики
Расследования
На кого укажет «Белая стрела»?
+
18 Июня 2018

Фото: http://www.fujiyama-trading.ru

В далеком 2002 году после 27 лет службы в Эстонии вернулся на родную Кубань Анатолий Овечко. Вернулся с идеей возрождения в крае автоспорта в целом и картинга в частности. Человек Овечко обстоятельный, целеустремлённый, поэтому вскорости его идея стала приобретать реальные очертания.

В мае 2003 года Анатолий Павлович стал соучредителем и президентом Краснодарской городской общественной организации «Федерация технических видов спорта» с организационно-правовой формой — общественные и религиозные организации (объединения).

Кроме Овечко учредителями стали: КРАСНОДАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДЯЩИХСЯ КУБАНИ, Гараева Ирина Дамильевна, Скогорев Борис Иванович и Димиткина Ирина Евгеньевна.

Интересно, что соучредители Скогорев и Димиткина по данным из открытых источников имеют доли в некоем ООО "ЦСП "НАДЕЖДА" ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР САНОГЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ "НАДЕЖДА", с юридическим адресом в Красной поляне.

Мы заинтересовались, что такое саногенное просвещение. Оказалось, в Казани есть целая школа саногенного просвещения - «Экология человека», работающая по системе Н. А.Семеновой и занимающаяся обучением своих слушателей здоровому образу жизни. Создана эта школа в 2003 году.

Оказалось, что Семенову Надежду Алексеевну в Сочи прекрасно знают. По данным портала «Привет, Сочи!», эта дама, называющая себя академиком РАЕН (не путать с РАН), создала целый собственный культ об опасности паразитов в организме человека. А для поддержания этого культа женщина, якобы, выставляет себя православной верующей.

«Однако в реальности в процессе лечения применяются эзотерические и магические практики», - делает вывод интернет-ресурс, приводя как доказательство наличие описания методики трансцендентной медитации в книге Семёновой «Счастье жить в чистом теле».

А СМИ, как выяснилось, не раз писали о людях, практиковавших трансцендентную медитацию – они либо попали «психушку» либо свели счёты с жизнью. Источник приводит данные, что Надежда Семёнова не раз получала строгие письма от православного духовенства Краснодарского края, но игнорировала их и продолжала свою деятельность.

К слову, Надежда Алексеевна Семёнова является соучредителем ООО "ЦСП "НАДЕЖДА", как и двое других соучредителей Анатолия Овечко по КГОО «Федерация технических видов спорта».

Собственно вот в такой компании Анатолий Иванович добился от властей Краснодара выделения муниципальной земли для строительства картодрома международного класса для детей и молодёжи. Участок земли площадью 9 га под благое дело нашли в конце улицы Уральской на 1335-м километре федеральной трассы Сочи-Москва.

Сначала Анатолий Овечко получил «добро» в Городской думе в комитете по делам молодёжи, а потом уже подтянулись и чиновники из мэрии.

- Удачный получился симбиоз власти и спорта. Бывает же обычно как: красивые речи с трибун звучат, а выглянешь на улицу - стадионы забрали под рынки, детские площадки превратили в стоянки… Но у нас получился совсем иной случай. Ведь прежде неудачные попытки постройки подобных объектов уже имели место. Поэтому когда я пришел к главному архитектору города Юрию Щербинину, он меня встретил возгласом: «Картодром?! Ну что, ты будешь десятым…» Землю, дескать, берете гектарами, умные речи говорите. А как только землю получите, так или коммерсантов пустите, или рынок да казино построите! – фонтанировал оптимизмом в интервью «Независимой спортивной газете» в 2005 году Анатолий Овечко.
Будем надеяться, что Юрий Васильев, тогдашний председатель комитета по молодёжной политике Городской Думы Краснодара, с которого началась история картодрома «мистера картинг» Овечко, не очищался от паразитов в Красной Поляне по методике Надежды Семёновой и не знал о религиозной направленности КГОО «Федерация тенических видов спорта». Иначе в этом случае придётся проводить отдельное расследование, но уже на предмет того, можно ли считать ООО "ЦСП "НАДЕЖДА" сектой, и какое отношение к ней могут иметь причастные к этой истории руководители Краснодара и Краснодарского края.

Но вернёмся к картингу.

- Мы тут подумали с подрядчиками, поздно уже лучший картодром в России строить. Нужно строить лучший в Европе! - рассказывал в 2005 году журналистам Анатолий Овечко. И показывал картонный макет для наглядности.

Проект впечатлял:
- картодром: длина трассы - 1270 метров, ширина - 8-10 метров, асфальтовое покрытие;
- велодром BMX: длина трассы - 370 метров;
- трасса для проведения гонок на ускорение (DRAG Racing): длина - 760 метров, ширина - 10 метров;
- трасса для мотокросса: длина - 1000 метров;
- конференц-зал на 200 человек, ложа прессы, судейские комнаты, технические боксы, зал для VIP-персон, парк-стоянка на 160 парковочных мест;
- гостиница на 150 мест для спортсменов и медико-реабилитационный центр, пять коттеджей на 5-7 человек, ресторан, кафе и бар.

На деле же к 2005 году были построены только трасса для картинга и велодром.

Анатолий Овечко убеждал всех, что строительство картодрома очень важное дело. Ведь технические виды спорта чрезвычайно популярны по всему миру, увлекают людей всех возрастов, очень зрелищны. Всё это вкупе приносит отличный доход как инвестору, так и государству.

В Краснодарском крае в то время был всего один картодром – в Сочи. Да и тот был лишён лицензии. Для сравнения Овечко приводил данные, что в Эстонии - 9 картодромов, в Финляндии – 43, в Германии – 69. Позор, в общем, да и только! Особенно если учесть краснодарский климат, который позволяет принимать соревнования по картингу 9 месяцев в году.

Анатолий Иванович уже имел опыт строительства картодрома. Дело было в Эстонии. Он рассказывал, как там к нему в 1996 году в картинг-клуб приезжал знаменитый автогонщик Мика Хаккинен. Овечко уговаривал спортсмена выделить для картинг-клуба его старый гоночный болид. Но все права на Хаккинена находились в руках команды «Макларен-Мерседес», на договор с которой у Анатолия Павловича попросту не нашлось средств.

В общем, когда была готова трасса для картинга в Краснодаре, на картодром пожаловали с инспекцией функционеры Российской автомобильной федерации – они должны были определить, достойна ли данная спортивная площадка принимать соревнования российского и международного уровней. Кроме того, в обязательном порядке выгуляли проект, получивший статус приоритетного в крае, на сочинском инвестиционном форуме, где все удивлялись: «Ай, да Овечко! Всё-таки довёл дело до конца!».

К сожалению, на этом история картодрома на 1335-м км федеральной трассы Сочи-Москва закончилась. В 2006 году 9 га муниципальной земли в конце улицы Уральской власти Краснодара решили отдать под строительство гипермаркета «Лента». Отбить участок для картинга не вышло – он был продан «Ленте».    КГОО «Федерация технических видов спорта» не осталась в накладе.

Анатолий Павлович в 2007 году с удвоенным энтузиазмом заговорил о необходимости развития технических видов спорта. Особенно упирал на популярный драг-рейсинг - популяризацией этого вида спорта в регионе занимался и занимается по сей день Роман Любименко.

Вышла целая серия публикаций в СМИ, как любители автогонок буквально терроризируют население краевого центра, гоняя по обычным дорогам. На этой волне администрация региона решила договориться со спортсменами - вы покажите, на что вы способны, а мы потом решим, выделять ли землю для автодрома.Сначала сказали, что посмотрят, как пройдут соревнования на аэродроме в посёлке Энем республики Адыгея, разрешение на которые Роман Любименко выбивал лично на очень высоком уровне. Убедившись, что всё проходит цивилизованно, чиновники дали разрешение на проведение  чемпионатов края на участке трассы Западный обход – тогда по нему практически не ездили автомобили. Когда поняли, что у Любименко всё под контролем и по правилам, решили, что автодрому быть.  

В июне 2007 года экспертный межведомственный инвестиционный Совет при администрации Краснодарского края согласился с целесообразностью выделить земельный участок по улице Парусной в русле старой р.Кубань в микрорайоне Гидростроителей для строительства автодрома. Письмо с рекомендациями провести торги было направлено первым вице-губернатором региона Александром Ремезковым в адрес заместителя главы края, возглавлявшего департамент имущественных отношений, Вениамина Кондратьева и в адрес главы Краснодара Владимира Евланова.

Ровно через год, в июне 2008 года, вышло распоряжение главы администрации Краснодарского края Александра Ткачёва о предоставлении в аренду КГОО «Федерация технических видов спорта» земельного участка по улице Парусная, 24 площадью более 15 га для строительства и эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса.
IMG_20180610_120841.jpg
проект турбодрома "Белая стрела"


Через месяц, в июле 2008 года, между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и КГОО «Федерация технических видов спорта» был заключён договор аренды на земельный участок площадью более 15 га по улице Парусная, 24.

Что интересно, накануне этой сделки, в мае 2008 года была зарегистрирована Краснодарская краевая общественная организация «Федерация технических видов спорта», где учредителями стали Краснодарская городская общественная организация «Федерация технических видов спорта», Гостева Наталья Антоновна, Чаленко Вадим Васильевич и Оганян Юрий Артаваздович. Обе федерации, кстати, сегодня числятся ликвидированными. Но об этом позже.

Разрешение на строительство автодрома «Белая стрела» по улице Парусная, 24 было выдано на КГОО «Федерация технических видов спорта» в конце июля 2008 года.

В октябре 2010 года в Краснодаре состоялась пресс-конференция по поводу развития в регионе технических видов спорта. Спикерами на ней выступили первый заместитель Департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края Валерий Поддубнов и директор детско-юношеской спортивно-технической школы Краснодарского края Валерий Козловцев.

Почему-то именно Козловцев в рамках пресс-конференции отвечал на вопросы журналистов об автодроме «Белая стрела»:
- Что касается спортивного комплекса «Белая стрела», по взаимной договоренности с администрацией края частные инвесторы построили вот этот спортивный комплекс. Денег туда ни департамент, ни администрация не направляли – хочу, чтобы все это прекрасно понимали. И сейчас ни копейки денег туда не направляется. Это было изначально обговорено. И мы всегда говорили, что частный инвестор должен социальные проблемы решать. Но вместе с тем департамент осуществляет развитие этих видов спорта и проведение чемпионатов Краснодарского края. Что касается стартовых взносов, о которых вы сказали, в данном случае не устанавливает ни департамент, ни спортивный комплекс «Белая стрела», поскольку это этап Кубка России, это соревнование, которое проводится автомобильной федерацией России. И они определяют стартовые взносы, они определяют финансовую сторону, то есть спортивный комплекс отдается им, и они проводят там свои мероприятия. Поэтому все, что касается чемпионатов России, это вопрос, который решает РАФ. И эти вопросы надо им задавать, какую цену они устанавливают. Что касается чемпионата Краснодарского края, это проводится с участием департамента, который выделяет средства на награждения – грамоты, медали, кубки. Это именно что касается статуса чемпиона именно Краснодарского края. Остальные все затраты – за счет спортивно-технического комплекса.

На данном этапе истории «Белой стрелы» КГОО «Федерация технических видов спорта» фигурировала уже формально. Она была собственником земельного участка, где некий инвестор построил спортивный комплекс. Ну как построил. Дело в том, что фактически построены были трасса для драг-рейсинга, небольшая трасса для любителей картинга, был оборудован участок для тренировок по мотокроссу и построено временное административное здание. Как правило инвестиционные проекты, получившие статус приоритетных для края, при реализации получают значительные преференции от властей, поэтому у строителей не возникло сложностей с подведением и подключением необходимых инженерных коммуникаций.

Дальше следите за руками, что называется.

В апреле 2012 года КГОО «Федерация технических видов спорта» заключает первый договор займа с ЗАО «Строй Интернейшнл» на энное количество миллионов рублей.

В ноябре 2012 года администрация Краснодарского края в лице департамента имущественных отношений продаёт КГОО «Федерация технических видов спорта» более 15 га земель населённых пунктов по улице Парусная, 24 в городе Краснодаре за 30 859 653 руб. с условием соблюдения при использовании участка градостроительных регламентов. Договор купли-продажи подписывает сотрудница департамента Е.М. Сердюкова.

В феврале и июне 2013 года КГОО «Федерация технических видов спорта» заключает ещё два договора займа с ЗАО «Строй Интернейшнл». Общая сумма займа с учётом договора в 2012 году составляет 159 282 825 руб.

В середине 2014 года ЗАО «Строй Интернейшнл» подаёт иск к КГОО «Федерация технических видов спорта» о взыскании долга. В Арбитражный суд Краснодарского края представители сторон не являются, но сообщают суду, что достигли мирового соглашения. По нему КГОО «Федерация технических видов спорта» в счёт уплаты долга передаёт ЗАО «Строй Интернейшнл» административное здание, трассу для драг-рейсинга и земельный участок, площадью 15,2 га. Всё это имущество было оценено ООО «Южное региональное бюро оценки» в 215, 5 млн. рублей. Разницу в 56,2 млн. рублей ЗАО «Стройинтернейшнл» должно выплатить КГОО «Федерация технических видов спорта».
Неплохая маржа, согласитесь: и затраты покрыли и ещё почти 60 миллионов заработали.

Однако эксперты, к которым мы обратились за консультацией, считают, что фактически состоялась сделка купли-продажи шикарного участка земель населённых пунктов. И что вполне возможно, реальная сумма сделки была в разы выше, учитывая расположение земельного участка и наличие коммуникаций на нём.

Кстати, пояснять суду для каких целей был произведён займ у компании «Строй Интернейшнл» КГОО «Федерация технических видов спорта» отказалась.

Роман Любименко, благодаря которому КГОО "Федерация технических видов спорта" получила драгоценную землю под строительство автодрома для организации соревнований по драг-рейсингу, узнал о сделке случайно. Все его попытки прояснить ситуацию блокировались.

В министерстве спорта Краснодарского края Любименко вообще заявили, что никаких соревнований на «Белой стреле» не проводится, автодром не востребован. При этом его заявки как организатора  соревнований на включение мероприятий автодрома в краевой календарь спортивных событий ведомством попросту игнорировались. А без этой поддержки минспорта края не заявиться ни на российских, ни на международных соревнованиях.

По сути, с 2014 года драг-рейсинг в Краснодарском крае снова перешёл на полулегальное положение. Роман Любименко говорит, что лишь благодаря принципиальной позиции органов прокуратуры "Белая стрела" пока ещё живёт спортивной жизнью.

Новый владелец ЗАО «Строй Интернейшнл» вовсю хлопочет о смене разрешённого вида использования для земельного участка по улице Парусная, 24 - с размещения спортивных объектов на строительство многоквартирных домов.

Сам участок потихоньку уменьшается. На той его части, где проектом было предусмотрено строительство гостиничного комплекса для размещения спортсменов и других вспомогательных объектов инфраструктуры автодрома, уже построен коттеджный посёлок закрытого типа, ещё один кусочек отошёл под строительство автомастерской, хотя это противоречит градостроительным нормам. Заинтересованные лица даже поднимали общественность, чтобы та заявила, как ей мешает шум от автодрома. На что Роман Любименко разводит руками: «Если бы была гарантия, что нас не выгонят с «Белой стрелы», давно поставили бы шумоотражающую защиту!».

Задавать вопросы КГОО «Федерация технических видов спорта» уже нет смысла – она ликвидировалась в июле 2015 года. Через год была ликвидирована и учреждённая ею другая федерация – ККОО «Федерация технических видов спорта». Судя по данным из открытых источников, похоже, что к ликвидации готовится и новый собственник – ЗАО «Строй Интернейшнл», имеющий многомиллионные иски от подрядчиков и заказчиков. Если дело дойдёт до банкротства, то 15 га земель населённых пунктов в привлекательном районе Краснодара уйду с молотка, и вот тогда остановить их застройку многоэтажками будет невозможно.

А надо понимать, что это за земли. По сути, это береговая полоса реки Кубань, которая аккумулирует лишнюю влагу и защищает микрорайон Гидростроителей от подтоплений. Как говорят специалисты, если застроить эту территорию, то дома на ней долго не простоят. Такие территории госстройнадзор просто обязан запрещать застраивать многоэтажками, ведь фундаменты могут не сесть, не затвердеть.

Ещё один момент – это транспортная доступность участка. Сейчас к «Белой стреле» ведёт узкая дорога от улицы Автолюбителей. Да и не дорога вовсе, а так - проезд, на котором с трудом расходятся две легковушки. Случись ЧП, жители многоэтажек по улице Парусной окажутся заложниками стихии – сюда не доберутся оперативно ни машины МЧС, ни другие службы.

Прокуратурой Карасунского округа Краснодара была проведена экспертиза. Её выводы шокируют: основные автодороги в ГМР – Автолюбителей, Игнатов и Благоева – не расширялись со времени образования микрорайона, несмотря на бешеный рост жилищного строительства. С 2007 года в микрорайоне Гидростроителей было введено в эксплуатацию 57 многоквартирных домов, еще на 58 выданы разрешения на строительство – они в разной степени готовности. Активная застройка идёт по улицам Автолюбителей и Парусная.

Однако мэрией не предпринято никаких мер для того, чтобы построить в микрорайоне положенные по нормативам автодороги. Улицу Автолюбителей уже невозможно расширить, здесь всё время собираются огромные пробки. Сложно представить, что будет, когда будут заселены новые многоквартирники в районе улицы Парусной.

Прокуратура требует от мэрии Краснодара в безотлагательном порядке начать изымать муниципальные участки земли для расширения существующих дорог и строительства новых, а также срочно пересмотреть все выданные разрешения на строительство многоквартирных домов.

Кстати, земельные участки по улице Парусная стали появляться в продаже на сайтах агентств недвижимости – к примеру, 30 соток продавали недавно по сходной цене в 24 миллиона рублей. После одной из публикаций «Жителей Юга» объявления пропали… видимо, до лучших времён.

Кроме того, есть вопросы к тому, как нарезались участки по улице Парусной – ведь в них были ошибочно включены участки пойменного леса вдоль реки Кубань, находящиеся в федеральной собственности. Тревогу по этому поводу неоднократно высказывали экологи.

Что касается земли, где расположен автодром «Белая стрела», то по нашим данным, мэрия Краснодара уже несколько раз отказывала новому собственнику в смене вида разрешённого использования на строительство многоквартирных домов. Хочется верить, что это делается из благих соображений и не является просто элементом торга с будущим застройщиком.

10 июня 2018 года на автодроме «Белая стрела» прошли очередные соревнования. Съехались десятки спортсменов из нескольких регионов страны. Для парней такой автодром – на вес золота. Где ещё можно испытать на полную мощь собранные своими руками гоночные «копейки» и «шестёрки», продемонстрировать мощь автозвука? «Белая стрела», безусловно, нуждается в доработках, но эти доработки брали на себя чиновники Минспорта края за счёт включения в краевые и муниципальные программы. Они же обещали средства на строительство гостиницы для спортсменов. Вместо этого всё продали. Ну а что? Один раз получилось, почему во второй не должно было получиться?

Организаторы соревнований говорят, что к Министерству спорта много вопросов по «Белой стреле». Вот, как вещали Валерий Козловцев и первый заместитель министра спорта Кубани Валерий Поддубнов в 2010 году во время пресс-конференции по развитию технических видов спорта, которую мы уже упоминали.

Валерий Козловцев: «Более того, у нас на турбодроме «Белая стрела» практически каждую субботу проводятся так называемые «соревновательные заезды» для вот тех гонщиков, о которых вы говорите, которые выходят на трассу и гоняют, их ГАИ гоняет. Вот именно для них каждую субботу выделено время, они приезжают и участвуют там в соревнованиях без каких-либо стартовых взносов».

Валерий Поддубнов: «А если взнос и есть, то это 100-200 рублей. А вы представьте, сколько стартовый взнос в волейболе – до миллиона доходит».

Валерий Козловцев: «К сожалению, спортивно-технический комплекс должен выживать каким-то образом, как-то все обеспечено. Когда гонщики туда приезжают, там все сделано – больше такой специализированной трассы нет в России. Вот и весь вопрос».

Как видим, оба функционера, которые курировали драг-рейсинг от администрации Краснодарского края, не думали о том, чем можно помочь развитию  этого вида спорта, а были сильно опечалены, что с участников соревнований, приезжающих на «Белую стрелу», не снять большие взносы. 

С назначением министром спорта края Людмилы Черновой отношение к «Белой стреле» никак не изменилось. Организатор соревнований Роман Любименко вспоминает, как обращался к вице-губернатору Николаю Долуде с просьбой вмешаться, сохранить автодром. Тот поручил разобраться министру Черновой. Как разобралась, мы уже знаем.

Есть ещё одна версия того, почему чиновники Минспорта края не желали оказывать поддержку «Белой стреле». В 2008 году картодром построили в Усть-Лабинске. Негласным так сказать вдохновителем проекта стал высокопоставленный чиновник краевого департамента цен и тарифов. Комплекс называется СТК «Пилот», с 2008 года он принимает краевые, российские и международные этапы соревнований по картингу, мотокроссу, ралли, дрифту. Чиновники краевого ведомства без проблем включают эту площадку в свой календарь. Правда, трасса «Пилота» не годится для драг-рейсинга, но как мы уже знаем, с драг-рейсеров и взять особо нечего, поэтому они никому не интересны.

Жизнь на «Белой стреле» пока ещё теплится. Теплится назло функционерам РАФ и чиновникам из минспорта Краснодарского края. Увлечённые техникой молодые люди собирают своими руками уникальные гоночные автомобили и приезжают показать себя на краснодарский автодром – один из немногих по такому профилю в России. Организаторы соревнований в Краснодаре имеют огромный опыт, не растеряли запал развивать это направление технических видов спорта, готовы вкладывать средства в дальнейшее оснащение объекта. Их надо всего лишь начать замечать и помогать.

А то у нас как получается:
- ФК «Кубань» угробили, зато с гордостью принимаем на стадионе «Фишт» звёзд мирового футбола;
- автодром «Белая стрела» продали под застройку многоквартирными домами, зато ежегодно красуемся в Сочи на открытии этапа «Формулы -1»;
- гордимся нашими олимпийскими чемпионами по батуту, а детей тренируем в 40-градусной духоте в морально устаревшем спортивном комплексе.

Лицемерие кубанских чиновников от спорта уже просто не лезет ни в какие ворота.
Всё хорошее, что было начато в канун сочинской Олимпиады, оказалось мыльным пузырём, который вот-вот лопнет. Одна надежда, что в рамках расследования уголовного дела в отношении министра спорта Людмилы Черновой прояснится, кто стоял за сделкой по продаже 15 га государственной собственности в частные руки. Уж очень хочется посмотреть, на кого укажет «Белая стрела»…

                                                                                                                                     Виктор Мельник

Возврат к списку