Сайт о людях для помощи людям
Джазовые импровизации под южным солнцем как отражение тенденций развития джазового искусства в России

Джазовые импровизации под южным солнцем как отражение тенденций развития джазового искусства в России

Джазовые импровизации под южным солнцем как отражение тенденций развития джазового искусства в России
Источник: Юрий Иванов для jiteli-yuga.ru

"Жители Юга" поговорили с промоутером, организатором джазовых фестивалей на Черноморском побережье Олегом Моховым, узнали о том, с какими трудностями ему приходится сталкиваться при проведении культурных мероприятий в связи с пандемией.

Добрый день, Олег! Я - корреспондент интернет-портала "Жители юга". Расскажите немного о себе и о профессии промоутера? Если честно, я не очень хорошо знаю музыкальную сферу...

Родился к Краснодаре в 1960 г., после службы в армии, съездил в Москву, готовился поступать на философский факультет. Приехал в Киев, стал рабочим. И вот в этот период получилось так, что с одной стороны, я был рабочим, с другой, студентом-философом, что, в принципе, уже является противоречием Судьба знакомила меня в основном с людьми творческими. Круг моего общения обогащался художниками, скульпторами, людьми культуры. К тому времени я очень сильно увлекся искусством: писал сценарии и планировал стать кинорежиссёром. Было несколько попыток поступить во ВГИК, но безуспешно. Так я начал заниматься организацией выставок, в основном, это местных художников. На одной из таких выставок я познакомился с моим учителем, который тоже был родом из Краснодара, но в то время он организовал в Киеве дом высокой моды и занимался тем, что создавал креативную высокую моду. Сейчас он живет в США, в Лос-Анджелесе. По возвращении в Краснодар впервые в 1990 годах я собрал большую коллекцию произведений кубанских художников Воржева, Паршкова, Серова, Яковлева, Ватамана и повёз её выставляться в Лондон, побывать в котором тогда было моей мечтой. Так начался большой период, связанный с выставочной деятельностью в мире. Много было разных выставок, я показывал работы кубанских, украинских и европейских художников.

По возвращении в Краснодар домой окончательно в 2006 г., я задавался вопросом: «А чем я буду заниматься?». В Киеве, вместе с художественными выставками, я наладил связи с людьми из джаза и музыкантами, и пытался заниматься организацией международных джазовых фестивалей. Так я понял, чем буду заниматься здесь. Таким образом, тем, что теперь называется промоутерством, я занимаюсь лет двадцать. Из собственного интереса к джазу и по профессии посещал много фестивалей в Европе и Америке.

Какая интересная у Вас сложилась биография! Когда я готовилась к беседе с Вами, собирала информацию, то нашла интервью 2013 г., посвященное проведению в Краснодаре джазового фестиваля GG Jazz. Там Вы указаны, как его продюсер, главный исполнительный директор партнерства World J.A.M. Можете поподробнее рассказать о фестивале джаза, который Вы проводите? Как давно возникла идея проекта?

Будущий фестиваль GG Jazz начинался с того, что вместе с другом и партнёром контрабасистом Биг Бенда Г. Гараняна Эльханом Атакишиевым мы сделали более 280 концертов, приглашали мировых звёзд джаза. Делали творческие встречи. Джаз интересен тем, что люди практически без репетиций могли играть музыку без нот, на уровне чувств. Аудитория была неоднородной, джазовая музыка была востребована. Так я, можно сказать, готовился внутренне к проведению больших событий. Так с моим партнером из Москвы Валерием Косолаповым мы провели 4 успешных международных джазовых фестиваля GG JAZZ. То есть ежегодно мы привозили самые лучшие иностранные коллективы: Markus Miller, Antonio Sanches, Dean Brown, Aleksandr Murenko, Damien Schmitt, Bob Sheppars, Vinx de Jon Parrette, Lanley Marty и многие другие и из Европы и из Америки. Нами были представлены лучшие силы этого направления музыкального искусства. Нам хотелось, чтобы во время концерта зрители получили всю палитру джаза, у каждого было своё музыкальное направление. Мы делали по 3 концерта в день, что было очень сложно, каждый концерт с участием звезды мирового масштаба. Но времена меняются... То австрийское некоммерческое культурное партнерство World J.A.M., с помощью которого мы организовывали с 2012 по 2016 гг. фестиваль GG Jazz, по завершению нашего сотрудничества закрылось. Но фестиваль вроде продолжается с другими силами.

Возобновить фестиваль без этого партнёрства нет возможности?

Такого уровня музыкантов - невозможно. Сейчас на фоне пандемии приезд иностранных артистов в Россию, тем более на большие мероприятия типа многодневных фестивалей, находится под большим вопросом. В России есть свои джаз-музыканты, русские и много иностранных, которые переехали по тем или иным причинам на жительство в Россию. Даже несмотря на пандемию, удаётся сотрудничать с ними, приглашать многих на выступление в Краснодар.

концерты GG Jazz 1.jpg

То есть Вы имеете в виду, что даже не по вине пандемии, а по другим причинам возобновить джазовый фестиваль большого масштаба сейчас нет никакой возможности?

Дело в том, что финансирование большого музыкального фестиваля требует вложений. Плюс на фоне пандемии, как я уже сказал, сейчас это вызывает сложности в организации. В данной ситуации промоутеры и агенты самих артистов не хотят рисковать, поэтому проведение больших концертов сейчас приостановлено. В прошлом году ситуация с проведением культурных мероприятий была гораздо лучше. По этим причинам сейчас я занимаюсь организацией и проведением мероприятий в формате клубных концертов, как в Краснодаре, так и в других городах на черноморском побережье: Сочи, Анапа, Геленжик и др. Я по долгу службы получаю много информации от агентов, культурных центров, даже Американского посольства о том, какие артисты хотели бы и могли выступить в России.

Если честно, я никогда не задумывалась о том, что большого масштаба артисты вот так запросто могут приехать выступать в российские города, тем более не столичные Москву или Петербург, а в Краснодар, например, в другие города в глубинке страны.

Да, в Краснодаре они выступают на таких площадках как Музыкальный Театр "Премьера", Филармония и клубы, или даже на частных заказах. Даже частные мероприятия - это интересно, даже свадьбы, куда могут быть приглашены джазовые музыканты. Случалось и такое...

А среди Ваших коллег-промоутеров не бывает, никак не выражается конкуренция в работе?

В России существуют Ассоциация джазовых промоутеров, каждый из них отвечает за разные регионы страны. Кто-то за центральные, кто-то например, за западные. Все мы постоянно находимся на связи между собой, находимся в курсе, кто, куда и на каких условиях может и должен приехать выступать. Но если Вы это имели в виду, то в музыкальном бизнесе для меня конкуренции нет. Я свободен в желании приглашать и проводить мероприятия, которые нравятся мне.

Олег и трубач Джон Даверса США.jpg(Олег Мохов с американским трубачом Джоном Даверса)

Конкретно Вас интересуют не только мероприятия и артисты из сферы джаза или всё же занимаетесь Вы, сотрудничаете только с джазовыми исполнителями?

Я энергетическая субстанция, которая позволяет реализовывать разные проекты. Мои действия направлены на то, что я вытягиваю какие-то процессы. На сегодняшний день я являюсь индивидуальным предпринимателем и в этом статусе занимаюсь теми событиями и культурными акциями, которые интересны мне, это могут быть не только джазовые концерты, а и арт-выставки, психологические тренинги, фото проекты . Например, в 2017 г. начал продвигать такие проекты как благотворительный аукцион и арт-ярмарка, на которых мне хотелось привлечь внимание к ученикам Сергея Дмитриевича Воржева. Это такие занятия, когда девочка, которая ни разу не рисовала, за три сеанса начинает рисовать как Пикассо, тогда понимаешь, что что-то тут не так. И таких случаев много, каждый из них уникален. Самореализация, это путь нашей души. Ради нее нужно жить. Всё остальное бессмысленно. Организацией концертной деятельности я занимаюсь как промоутер. Но также имею собственный арт-центр.

Вот ещё, что меня интересует - организация концертов, то, чем Вы занимаетесь, как это делается. Вы сказали, что многие иностранные артисты высокого уровня рады приехать и выступить чуть ли не в любом городе России, если их приглашают и естественно, готовы соблюсти все условия и желания, указанные у них в райдере. Например, Вы приглашаете какого-то артиста высокого уровня выступить в Краснодаре, допустим, в Филармонии. С этой целью Вы с официальной властью, администрацией какой-либо, например, краевой сотрудничаете?

Это, конечно, возможно, надеюсь, что администрация о нашей деятельности и о работе всей Ассоциации промоутеров в курсе. Но Вы забываете простую вещь. При устроении событий большого масштаба, приглашении артистов мирового уровня, в том числе, любая гоструктура старается минимизировать затраты. Таким образом даже эти большого, международного уровня события, с участием иностранных артистов, чиновники стараются сделать так, чтобы провести как бы за наш счёт, пытаются сделать, чтобы и минусы на нас свести, но и финансово самим в накладе не остаться. Что в принципе понятно... 

Олег + GG Jazz 2.jpg(ещё один кадр с концертов GG Jazz) 

Какие такого масштаба мероприятия Вам приходилось проводить в последние годы, до пандемии, естественно?

Ну, например, день рождения компании "Русский дом", которая является управляющей парка-отеля "Дивный" в поселке Лазаревское, где мы с коллегами провели 25-27 сентября фестиваль "Джаз-Диво". То есть в течении трех дней играли каждый вечер для публики. 26 числа выступало 5 разных по стилю коллективов: "Лейла-Бенд", Дуэт Алексея Черемизова из Санкт Петербурга и певицы из Ростова Лизы Кабоевой, Jazz Friends trio, в том числе и известный в крае биг-бенд South Brass Band трубача Сергея Глухова.

С учётом всего, уже сказанного, понятно, что такие масштабные, многодневные мероприятия возможно провести только тогда, когда появляются партнеры, которым это интересно. Работа над этим фестивалем длилась долго. Он должен был состояться в мае. Но ясно, что из-за обострения ситуации с коронавирусом, тогда провести его не было никакой возможности. Вот именно поэтому он и прошёл 25-27 сентября. Планируем проведение фестиваля Джаз Диво в 2021 году.

Когда такие мероприятия проходят и такого масштаба артисты приезжают в Россию, ясно, что это вызывает живой интерес, много публики собирается, а сейчас массовые мероприятия запрещены. Если честно, именно на джазовом концерте я ещё не бывала, но судя по Вашему рассказу сейчас очень захотелось побывать хотя бы на одном таком событии. А над каким проектом или событием Вы сейчас работаете, что готовите?

Сейчас ведутся переговоры на 2021 год. В условиях пандемии сейчас приглашаем музыкантов и коллективы российские. Я уже говорил, что в нашей стране много самобытных, интересных музыкантов, в том числе и иностранных, которые живут у нас. Совсем в скором времени готовится 11 октября концерт барабанщика из Москвы Давида Сагомонянц и мирового басиста Антона Давидянца с друзьями, состоится выступление кубинско-российского коллектива, состоящего из иностранных и русских музыкантов. Да, Вы правы в том, что зрители у нас жаждут культурных событий, поэтому в Краснодаре много желающих зрителей. Планируем привоз Бразильского гитариста Жоандера Сантоса.

Если Вам не трудно, можете в дальнейшем присылать мне пресс-релизы событий, над которыми работаете, когда и что будет проходить? Мы на ресурсе "Жители юга" с удовольствием будем публиковать информацию о культурных событиях.

Да, конечно, вот о ближайшем концерте бразильского коллектива я обязательно пришлю Вам информацию. 

Огромное спасибо Вам за информацию и за интересную беседу. Я рада была познакомиться с таким интересным человеком!

Спасибо Вам за беседу. 

Использованы источники:

  1. artbehuman.ru

  2. krasnodar.bezformata.com

  3. youtube.com

  4. Фото instagram.com/olegmokhov/

Видеорепортаж
Понравилась статья?

Нужна помощь журналистов? Напишите нам!