Сайт о людях для помощи людям
На кого укажет "Белая стрела"?

На кого укажет "Белая стрела"?

На кого укажет "Белая стрела"?
Источник: zen.yandex.ru
Турбодром «Белая стрела» в Краснодаре – единственная специализированная площадка для автоспорта. Здесь с 2009 года проводятся соревнования по дрифту и дрэг-рейсингу – по наиболее зрелищным и популярным среди молодёжи видам автоспорта. Но в 2019 году «Белой стрелы» может уже не быть. А значит, может не быть нового гоночного сезона. Всё потому, что участок земли, площадью 15 га, на котором расположен турбодром, хотят застроить многоэтажками. А спортсменов с него выгнать на улицу. В прямом и переносном смысле «на улицу».

Мы пообщались с организатором автогонок Романом Любименко, чтобы понять, что же на самом деле приключилось с «Белой стрелой». Почему востребованный спортивный объект оказался под угрозой уничтожения. А также встретилась с автогонщиком Александром Резниковым, призёром многочисленных этапов, проходивших на «Белой стреле», чтобы понять, как относятся к уничтожению турбодрома сами спортсмены.

Александр Резников

Саша Резников с 9 лет с техникой на «ты». Отдыхая на каникулах у дедушки с бабушкой в кубанской станице, он нашёл в курятнике старый мопед. Отмыл, почистил двигатель и поехал. Потом был ещё один старый мопед, далее мотоцикл. С 13 лет Саша начал подрабатывать на автосервисе в Краснодаре, потому что болтаться в станице без дела стало скучно. Сначала автомеханики доверяли мальчишке подметать и убирать, потом стали разрешать почистить детали. Парень смотрел, учился. Однажды сам отладил деталь, и на автосервисе постановили: парень перспективный. Стали учить уже целенаправленно. В 16 лет Саша купил свой первый автомобиль – «Опель» Аскона. Заработал сам, ремонтируя автомобили. В 19 лет уже гонял машины из Германии на продажу, потому что была мечта – открыть свою большую автомастерскую. Параллельно Саша учился: сначала в техникуме на автомеханика, потом в институте на технолога.


на фото: Александр Резников


на фото: Александр Резников

Когда появилась автомастерская, Резников увлёкся автогонками. В 2008 году поехал с другом на кольцевые гонки (ралли спринт) в Новороссийск и понял, что жить без автоспорта уже не сможет. Свою гоночную машину «построил» сам. Денег свободных не было, поэтому фантазия шарашила на полную катушку – выпилить своими руками нужную деталь, придумать, как усилить двигатель, как укрепить кузов, какая должна быть резина, чтобы машина скользила по заданной траектории.

Сначала гоняли по ночным улицам Краснодара, перекрывали трассы для ночных гонок. Много было из-за этого неприятностей: то драки с недовольными дальнобойщиками, то аварии.





В 2009 году Краснодаре появился турбодром «Белая стрела» с профессиональной трассой для дрэг-рейсинга, дрифта, мотогонок и картинга. И автогоночная тусовка вся перебралась туда. С 2009 года Саша Резников принимал участие во всех соревновательных этапах сезона. Редко когда занимал места ниже второго. Призовые кубки хранит, надеется, что когда-то сможет показывать их внукам, и внуки будут им гордиться. Саша помнит все свои победы до мелочей. Говорит, что без автоспорта вообще не представляет свою жизнь.

Как появился турбодром «Белая стрела»

В далеком 2002 году после 27 лет службы в Эстонии вернулся на родную Кубань Анатолий Овечко. Вернулся с идеей возрождения в крае автоспорта в целом и картинга в частности. Человек Овечко обстоятельный, целеустремлённый, поэтому вскорости его идея стала приобретать реальные очертания.

В мае 2003 года Анатолий Павлович стал соучредителем и президентом Краснодарской городской общественной организации «Федерация технических видов спорта» с организационно-правовой формой — общественные организации (объединения).

Далее Овечко сумел убедить власти Краснодара в необходимости выделить участок муниципальной земли под строительство картодрома международного класса для детей и молодёжи. И участок нашли - 9 гектаров на 1335-м километре федеральной трассы Сочи-Москва.

- Удачный получился симбиоз власти и спорта. Бывает же обычно как: красивые речи с трибун звучат, а выглянешь на улицу - стадионы забрали под рынки, детские площадки превратили в стоянки… Но у нас получился совсем иной случай. Ведь прежде неудачные попытки постройки подобных объектов уже имели место. Поэтому когда я пришел к главному архитектору города Юрию Щербинину, он меня встретил возгласом: «Картодром?! Ну что, ты будешь десятым…» Землю, дескать, берете гектарами, умные речи говорите. А как только землю получите, так или коммерсантов пустите, или рынок да казино построите! – комментировал свою деятельность Анатолий Павлович.

Овечко обещал, что будущий краснодарский картодром станет лучшим в Европе. Проект, действительно, впечатлял: картодром, велодром BMX, трасса для проведения гонок на ускорение (DRAG Racing), трасса для мотокросса, конференц-зал на 200 человек, ложа прессы, судейские комнаты, технические боксы, зал для VIP-персон, парк-стоянка на 160 парковочных мест, гостиница на 150 мест для спортсменов, медико-реабилитационный центр, ресторан.

Но к 2005 году на выделенном земельном участке были построены только трасса для картинга и велодром. Анатолий Овечко не унывал: он пиарил своё детище, как мог. По его словам выходило, что технические виды спорта чрезвычайно популярны по всему миру, увлекают людей всех возрастов, очень зрелищны. И всё это к тому же приносит отличный доход как инвестору, так и государству.

Когда трасса для картинга в Краснодаре была готова, пожаловали с инспекцией функционеры Российской автомобильной федерации. Они должны были определить, достойна ли спортивная площадка принимать соревнования российского и международного уровней. Но на этом всё. В 2006 году 9 га муниципальной земли 1335-ом км федеральной трассы Сочи-Москва отдали под строительство гипермаркета «Лента». КГОО «Федерация технических видов спорта» должна была получить от владельцев «Ленты» более 150 миллионов рублей за переуступку прав и обязанностей по договору аренды земельного участка сроком на 49 лет. Судьба этих денег неизвестна и по сей день.

Известно лишь, что Анатолий Овечко в 2007 году с удвоенным энтузиазмом заговорил о необходимости строительства специализированной площадки для автогонок в Краснодаре. Ведь СМИ писали в то время, что гонщики-любители буквально терроризируют население краевого центра, гоняя по обычным дорогам.

Поначалу гонки проводились на аэродроме в посёлке Энем республики Адыгея. Потом власти Краснодара согласовали организатором проведение этапов краевых соревнований по дрэг-рейсингу по ночам на участке трассы Западный обход. Договорённость с чиновниками была следующая: если гонщики уйдут с улиц, если уровень организации соревнований буде высоким, то будет выделено место для строительства автодрома.

Роман Любименко - организатор соревнований - вспоминает, что когда вопрос по земле был практически решён, появились с предложением руководители Краснодарской городской общественной организации «Федерация технических видов спорта». Дескать, давайте земельный участок оформлять на Федерацию, а мы со своей стороны вложим в строительство спорткомплекса полученные от владельцев «Ленты» деньги. В то время среди руководителей федерации были даже крупные чиновники краевого департамента спорта. Они обещали организаторам соревнований, что кроме денег помогут спонсорами, рекламой, включением в официальный календарь соревнований на уровне страны. Спортсмены отказываться от такого предложения не стали.

В июне 2008 года по распоряжению главы администрации Краснодарского края Александра Ткачёва КГОО «Федерация технических видов спорта» был предоставлен земельный участок по улице Парусная, 24 площадью более 15 га для строительства и эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса. Через месяц, в июле 2008 года, между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и КГОО «Федерация технических видов спорта» был заключён договор аренды на этот земельный участок. Разрешение на строительство турбодрома «Белая стрела» по улице Парусная, 24 было выдано КГОО «Федерация технических видов спорта» в конце июля 2008 года.

Курировали проект первый заместитель Департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края Валерий Поддубнов и директор детско-юношеской спортивно-технической школы Краснодарского края Валерий Козловцев. В интервью журналистам в 2010 году они рассказывали, что спорткомплекс «Белая стрела», по взаимной договоренности с администрацией края, построили частные инвесторы. Бюджетных денег туда не направляли – якобы, это было изначально обговорено. На данном этапе в истории турбодрома КГОО «Федерация технических видов спорта» фигурировала уже формально. Она являлась лишь собственником земельного участка, на котором были построены трасса для дрэг-рейсинга, трасса для дрифта и для картинга, оборудован участок для тренировок по мотокроссу и построено временное административное здание.

Прихватить ценную землю любой ценой

В апреле 2012 года члены КГОО «Федерация технических видов спорта» собрались и решили заключить с ЗАО «Строй Интернейшнл» договор займа энного количества миллионов рублей. Якобы соревнования спросом не пользуются, прибыли не приносят, а жить общественной организации на что-то надо. В протоколе общего собрания постановили, что рассчитаться с кредитором можно будет земельным участком, на котором расположен турбодром «Белая стрела».

В ноябре 2012 года КГОО «Федерация технических видов спорта» выкупила земельный участок под «Белой стрелой» у администрации Краснодарского края.

Далее в феврале и июне 2013 года «Федерация технических видов спорта» заключила ещё два договора займа с ЗАО «Строй Интернейшнл». В итоге общая сумма займа с учётом договора 2012 года составила 159 282 825 руб.

В середине 2014 года ЗАО «Строй Интернейшнл» подало иск к КГОО «Федерация технических видов спорта» о взыскании долга. В Арбитражный суд Краснодарского края представители сторон не явились, сообщив суду о достижении мирового соглашения. По нему «Федерация технических видов спорта» в счёт уплаты долга передала «Строй Интернейшнл» земельный участок, площадью 15,2 га с расположенными на нём объектами - административным зданием и трассой для автогонок. «Южное региональное бюро оценки» оценили всё в 215,5 млн. рублей. Суду, якобы, представили соответствующий документ. Пишем «якобы», так как представители «Южного регионального бюро оценки» сегодня утверждают, что никаких справок, заверенных печатью, «Федерации технических видов спорта» не выдавали.

По мировому соглашению ЗАО «Стройинтернейшнл» должно было также выплатить КГОО «Федерация технических видов спорта» разницу между суммой долга и стоимостью комплекса с земельным участком. Она составила 56,2 млн. рублей. Кстати, пояснять суду для каких целей общественной организацией был произведён займ у компании «Строй Интернейшнл» представители «Федерации технических видов спорта» отказались.

- Эксперты, к которым мы обратились за консультацией, считают, что с самого начала всё задумывалось ради продажи земельного участка площадью более 15 га. И реальная сумма сделки была, скорее всего, в разы выше, учитывая выгодное расположение земельного участка и наличие инженерных коммуникаций на нём. Со «Строй Интернейшнл» был же ещё заключён договор долевого участия в строительстве жилых домов на месте «Белой стрелы», - говорит организатор соревнований Роман Любименко.

Организаторы соревнований узнали обо всё, как водится, самыми последними. Узнали и поняли наконец, почему заявки на включение их мероприятий в краевой календарь спортивных событий департаментом по физической культуре и спорту попросту игнорировались. Не говоря уже о блокаде заявок на проведение российских и международных соревнований в Краснодаре.

Вместо спорта – многоэтажки

Новый владелец 15 га, на которых пока ещё расположена «Белая стрела», уже топчется у ворот турбодрома в нетерпении. Нужно получать разрешение на строительство, а тут эти спортсмены упёрлись и не хотят съезжать. Застройщик регулярно стимулирует жильцов многоэтажных домов по улице Парусной, чтобы те жаловались в мэрию Краснодара на шум от «Белой стрелы». Организаторы разводят руками: «Если бы была гарантия, что нас не выгонят с «Белой стрелы», давно поставили бы шумоотражающую защиту!».

Задавать вопросы КГОО «Федерация технических видов спорта» уже нет смысла – она самоликвидировалась в июле 2015 года. Ещё летом в открытых источниках была информация и о подготовке к ликвидации ЗАО «Строй Интернейшнл». Если бы это случилось, то 15 га под «Белой стрелой» улетели бы с молотка. И вот тогда точно остановить их застройку многоэтажками было бы невозможно.





Хотя строить в этом месте многоквартирники в корне неверно. Так считают жильцы соседнего с турбодромом коттеджного посёлка.

- Улица Парусная - это береговая полоса реки Кубань, по сути, плавни. Здесь аккумулируется лишняя влага, что защищает микрорайон Гидростроителей от подтоплений. Госстройнадзор просто обязан запретить здесь строить многоэтажки, потому что фундаменты могут не сесть, не затвердеть, - говорят люди.

Прокуратура Краснодара тоже против застройки улицы Парусной многоквартирниками. К землям вокруг «Белой стрелы» ведёт узкая дорога, на которой с трудом едва разъезжаются два легковых автомобиля. Случись разлив реки Кубань, тысячи жильцов предполагаемых многоэтажек, окажутся заложниками стихии – сюда не доберутся оперативно ни машины МЧС, ни другие службы.

Прокуратурой Карасунского округа проведена экспертиза. Выводы шокируют: основные автодороги в микрорайон Гидростроителей – Автолюбителей, Игнатов и Благоева – не расширялись со времени образования микрорайона, с 70-х годов. С 2007 года в ГМР отмечен бум жилищного строительства. За 11 лет было введено в эксплуатацию 57 многоквартирных домов, ещё на 58 выданы разрешения на строительство. Однако мэрией Краснодара не предпринято никаких мер для того, чтобы построить в микрорайоне положенные по нормативам автодороги. Улицу Автолюбителей сегодня уже невозможно расширить, хотя очень нужно - здесь всё время пробки. И теперь её хотят нагрузить ещё и автомобилями тысяч жильцов многоэтажек по улице Парусной.

Прокуратура потребовала администрации города в безотлагательном порядке начать изымать муниципальные участки земли для расширения существующих дорог в ГМР и строительства новых. А также срочно пересмотреть все выданные разрешения на строительство многоквартирных домов. Но услышали ли чиновники прокуратуру?

Будет ли на «Белой стреле» новый гоночный сезон?

«Белая стрела» стала для краснодарских ребят, увлечённых автоспортом, настоящим домом. Там вся жизнь: друзья, любимые, любимое дело. Сезон 2018 года кое-как пережили. Впереди у спортсменов 4 месяца подготовки к сезону 2019-го года. Но будет ли где соревноваться? Спортсмены говорят, что готовы отстаивать турбодром «Белая стрела», главное понимать, для чего это делать. Чтобы отбить у застройщиков насовсем – одно дело. Чтобы продлить агонию ещё на сезон – дело другое.

Роману Любименко – организатору соревнований - пришлось провести целое расследование, чтобы понять, как 15 гектаров, выделенных под специализированную площадку для соревнований по зрелищным дрифту и дрэг-рейсингу, оказались в руках застройщика.

Любименко уже дважды встречался с главой Краснодарского края Вениамином Кондратьевым. И губернатор уверял, что «Белая стрела» не будет снесена. Но пока всё это на словах. Фактически же застройщик предпринимает неоднозначные попытки получить разрешение на строительство многоэтажек на месте турбодрома. Пока администрация Краснодара такое разрешение не выдаёт. Формально его выдать нельзя, так как по Генеральному плану Краснодара 15 га под «Белой стрелой» находятся в зоне рекреации. А по действующим правилам землепользования и застройки – в зоне застройки многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами. Генплан и ПЗЗ нужно привести в соответствие. Как раз этим сейчас и занимаются в мэрии. Но спасёт ли это «Белую стрелу»?

- Мы добиваемся возбуждения уголовного дела и расследования обстоятельств, при которых земля, выделенная для спорта, оказалась в руках застройщика. В прокуратуре нас услышали, - говорит Роман Любименко.

Жители соседнего с турбодромом коттеджного посёлка тоже за спорт. Они осаждают мэрию Краснодара обращениями о том, чтобы на спорных 15 га появилась благоустроенная зелёная зона для отдыха и спорта.

- Мы не против рёва машин – это не каждый день бывает. Поэтому мы за то, чтобы здесь остался турбодром. И мы за то, чтобы вокруг трассы был разбит парк для отдыха, - говорят горожане.

Автогонщики переберутся на улицы Краснодара

Автогонщик Саша Резников уверен, что молодёжь не откажется от гонок, если уничтожат «Белую стрелу». Начнут гонять друг с другом наперегонки по дорогам общего пользования.

- Кровь казачья – она же кипит, - смеётся Саша.

В Краснодарском крае трасса для дрифта и дрэг-рейсинга есть только на турбодроме «Белая стрела». Теоретически можно ездить на соревнования в Сочи, на трассу для «Формулы-1». Но это очень дорого. Резников говорит, что на участие в соревнованиях по дрифту в Сочи ему пришлось выложить 220 тысяч рублей. Это вместе со стартовым взносом, техническими затратами, проживанием. А в Краснодаре он легко укладывается в бюджет около 50 тысяч рублей. И эмоции получает ничуть не хуже.





- «Формула-1» - это королевский спорт. И большие деньги. У ребят, которые приезжают на «Белую стрелу», нет возможности выбрасывать за одни соревнования по 200 тысяч. У всех семьи, денег лишних нет, - говорит Саша Резников.

Кроме того на «Белой стреле» тестируют доработанные заводские автомобили. Автосервис Резникова в Краснодаре специализируется на строительстве гоночных автомобилей. За свою жизнь парень построил «с нуля» шесть машин. Сколько заводских машин доработал и усилил – даже не сосчитать. Если «Белой стрелы» не станет, Резников не сможет заниматься любимым делом – конструировать гоночные автомобили.





Обидно ещё и то, что в этом деле Резников уже настоящий профессионал. Сегодня ему на СТО привозят голый кузов и не объясняют, что нужно. Все знают, что Резников сделает как надо. Его машины катаются на пределе возможностей двигателя по три сезона без поломок. Это знают все увлечённые автогонками ребята в Краснодаре.





В течение года гоночные автомобили стоят в СТО Саши Резникова на обслуживании.

- Если не станет, где кататься, то вся линия, направленная на строительство этих автомобилей, всё сдуется. Когда человеку сделал автомобиль, он прокатится, а потом приезжает – у него улыбка до ушей. В этом всём моя душа, - вздыхает парень.





Если не станет «Белой стрелы», то останутся без площадки для получения драйва и любители погонять на заводских автомобилях. Таких на каждых соревнованиях по дрэг-рейсингу великое множество. На трассе турбодрома нередко можно увидеть, как доработанный «Фольксваген» легко уделывает «Мазератти». Многие приезжают на «Белую стрелу» узнать, чей дорогущий заводской автомобиль на доли секунды быстрее. На дорогах общего пользования так не погоняешь - опасно. Да и откуда стартовать? Из пробок?

Как говорит Саша Резников, «Мазератти» не очень спортивная машина, поэтому автомобили после доработки на его СТО вполне способны ее обогнать.

- Люди хотят драйва, для этого нужны специально отведённые места. Сейчас в Краснодаре есть такое только одно место – это «Белая стрела». Больше нет, - говорит Резников.





Понравилась статья?

Нужна помощь журналистов? Напишите нам!